Городоцький яхт клуб
'Три чайки'

 

Будова яхти Оптиміст




Яхта "Оптиміст"   

 

  1. шверт
  2. борт
  3. кормовой транец
  4. перо руля
  5. румпель
  6. удлинитель румпеля
  7. привальный брус
  8. скуловый брус
  9. топтимберс мидель-шпангоута
  10. блок
  11. крепление блока
  12. шкот
  13. швертовый колодец
  14. резиновый шнур
  15. объем плавучести (баллоны)
  16. кница
  17. мачтовая банка
  18. буксирный трос
  19. нос
  20. утка
  21. галс-оттяжка
  22. усы гика
  23. сезень

24. люверс

25. мачта

26. шпринтов

27. передняя шкаторина

28. нижняя шкаторина

29. задняя шкаторина

30. верхняя шкаторина

31. верхний задний угол

32. нижний передний угол

33. галсовый угол

34. шкотовый угол

35. гик

36. парусный шов

37. латкарман

38. лат

39. международный отличительный знак яхт класса “Оптимист”

40. здесь размещают международный отличительный знак страны

41. здесь размещают регистрационный номер яхты

42. флюгарка

43. окошко паруса

44. колдунчик

БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ ЛОДКИ

В мастерской появилась стопа фанеры, у стенки вырос аккуратный штабель досок и реек. Весь инструмент был подправлен, заточен и опробован, подобран крепеж, заготовлен клей.

И вот, в условленный день и час, Жорес Иванович пришел со свертком чертежей и повесил над верстаком красивую картинку с изображением маленького парусника.

- Начнем, сегодня же начнем! - ответил он на вопросы ребят. - Но прежде я вам расскажу об этом замечательном парусном судне, которое мы будем строить. Не смотрите, что. это - неказистая, плоскодонная лодочка, на первый взгляд, напоминающая ящик. Этот одноместный швертбот, можно сказать, покорил весь мир! Тысячи таких парусников плавают всюду, где есть мало-мальски открытая ветру вода. Во всех концах света ребята, мечтающие стать яхтсменами, моряками, корабелами, начинают с "Оптимиста". Ни одна из самых красивых яхт не может похвастать такой популярностью.

Устройство швертбота "Оптимист". На парусе нашиты эмблема класса - буквы "О" ("Оптимист") и "I" ("Интернэшнл" - международный) и знак принадлежности к спортивному флоту нашей страны.
1 - киль; 2 - днищевой стрингер; 3 - рамка (обвязка) транца; 4 - скуловой стрингер; 5 - шверт; 6 - гика-шкот; 7 - наружная обшивка, фанера 6 мм; 8 - буртик; 9 - регулируемый степс мачты; 10 - подмачтовый бимс; 11 - подмачтовая банка; 12 - носовая горизонтальная кница; 13 - носовой транец; 14 - носовой конец - фалинь; хлопчатобумажный линь Ø 8-10 мм, длина 2 м; 15 - мачта; 16 - гик; 17 - сегарсы (слаблинь); 18 - шпринтов; 19 - парус; 20 - флажок - вымпел; 21 - лата; 22 - швертовый колодец; 23 - шпангоут; 24 - привальный брус; 25 - кормовая горизонтальная кница; 26 - транец; 27 - рулевое устройство; 28 - блок аварийной плавучести из пенопласта; 29 - ножной ремень для откренивания; хлопчатобумажная или капроновая полоса шириной 35 - 50 мм.

Основные данные швертбота "Оптимист"Длина корпуса наибольшая, м 2,30
Ширина корпуса наибольшая, м 1,13
Высота борта в средней части, м 0,36
Осадка корпуса, м 0,08
Осадка с опущенным швертом, м 0,75
Масса (вес) корпуса, кг 35
Площадь паруса, м2 3,7


Первую лодочку этого типа - тогда она еще не называлась "Оптимистом" - построил для своего сынишки яхтенный конструктор Кларк Миллз. Было это в конце 50-х годов во Флориде - курорте на юге США. Лодочка была тогда вооружена шлюпом - вы уже знаете, что это такое, и служила хорошим пляжным развлечением. Она была очень проста по конструкции, поэтому примеру Миллза последовали другие родители, а затем лодку начали строить и сами ребята. Так во Флориде появились первые несколько десятков швертботов - ящичков.

Потом, в 1961 г., кто - то привез одну такую лодку в Данию. Здесь она, как говорят, получила второе рождение. Ее оснастили гораздо более простым вариантом парусного вооружения: четырехугольным парусом с распоркой - шпринтовом, снабдили запасом плавучести (это были надувные емкости, которые привязывали к бортам внутри лодки). Словом, сделали судно более надежным и безопасным для плавания в суровых условиях европейского севера. Тогда же и решили широко использовать эту лодку как для начального обучения детей в возрасте от 7 до 14 лет плаванию под парусами, так и для проведения соревнований.

Надо было, чтобы лодки, построенные в разных местах и разными людьми (добавим еще - разного возраста), обладали по возможности одинаковыми ходовыми качествами: ведь иначе соревноваться нельзя! Пришлось разработать особые правила их постройки, установив довольно строгие допуски на размеры корпуса и паруса. Так "Оптимист" стал классом-монотипом. Это значит, что все лодки этого класса строятся по одинаковым чертежам и из одинаковых материалов, имеют одинаковые размеры и вес. Вот почему и от нас с вами потребуется особая точность: никаких отступлений от чертежа!

Была создана Международная ассоциация класса "Оптимист", которая стала регистрировать все швертботы этого класса, построенные в разных странах, следить за соблюдением правил и обновлять их - регулировать техническое развитие класса, а главное - организовывать соревнования. В 1965 г. ассоциация зарегистрировала уже 17 000 "Оптимистов"! Прошло еще семь лет - и Международный союз парусных гонок официально признал "Оптимист" в качестве международного детского класса швертбота - одиночки, рассчитанного на управление одним человеком. Таким образом, "Оптимист" имеет ныне такие же права в парусном спорте, как, скажем, заслуженные ветераны Олимпиад - "звездник" или "Финн".

С тех пор началось дальнейшее бурное развитие класса. "Оптимисты" стали строить в далекой Австралии, на островах Новой Зеландии, в Японии и т. д. и т. п. Стали проводиться чемпионаты континентов и мира.

Не миновали "Оптимист" и новинки яхтостроения. С 1970 г. ассоциация класса разрешила постройку корпусов из стеклопластика, а затем и применение рангоута из алюминиевых труб. Из таких новых материалов было проще наладить массовый выпуск лодок на верфях, поэтому число "Оптимистов" стало расти еще быстрее и к началу 1979 г. достигло 120 тысяч!

У нас в стране первые "Оптимисты" были построены в 1963 г. Затем Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения не только освоила выпуск таких швертботов, но и стала делать комплекты заготовок для их самостоятельной сборки на местах. Немало лодок построено и самими ребятами в детско-юношеских спортивных парусных школах, яхт - клубах, морских кружках и пионерских лагерях. В этом классе ежегодно проводится чемпионат СССР, в котором участвуют юные

яхтсмены практически из всех союзных республик. Так, могу вам сказать, что в минувшем спортивном сезоне 1980 года выиграл чемпионат страны - стал чемпионом СССР в классе "Оптимист" четырнадцатилетний Борис Аношкин из далекого и совсем не морского города Омска. Множество соревнований проводится в этом классе и на местах: ведь там, где есть четыре - пять "Оптимистов", уже можно устраивать гонки! А во время весенних всесоюзных соревнований в Севастополе одновременно принимают старт по 100 - 110 "Оптимистов". Это, пожалуй, одна из самых представительных - по числу судов - участников - парусных встреч. Вы, наверное, смотрели по телевидению торжественную церемонию закрытия парусной регаты XXII Олимпиады. Помните, как в море пошло множество маленьких яхт. Это тоже были точно такие же "Оптимисты", как изображенный на этой картинке.

  1. люверс
  2. мачта
  3. шпринтов
  4. передняя шкаторина
  5. нижняя шкаторина
  6. задняя шкаторина
  7. верхняя шкаторина
  8. верхний задний угол
  9. нижний передний угол
  10. галсовый угол
  11. шкотовый угол
  12. гик
  13. парусный шов
  14. латкарман
  15. лат
  16. международный отличительный знак яхт класса “Оптимист”
  17. здесь размещают международный отличительный знак страны
  18. здесь размещают регистрационный номер яхты
  19. флюгарка
  20. окошко паруса
колдунчик


Создан 06 окт 2011



 
Locations of visitors to this page